Межведомственные комиссии по легализации зарплат, с участием представителей администраций субъекта, налоговых органов, пенсионного фонда, фонда социального страхования, прокуратуры, созданы и начали работать весной 2006 года, после того, как налоговые органы проанализировали результаты годовых отчётов организаций и индивидуальных предпринимателей за 2005 год.
В соответствии с постановлением администрации Брянского района от 12.05.2006 № 644 (в редакции от 13.10.2014 № 2800; от 17.05.2018 № 395; от 07.11.2022 № 1058) была создана межведомственная комиссия по вопросам осуществления контроля за исполнением требований трудового законодательства в части своевременной и полной выплаты заработной платы, доведения её величины до прожиточного минимума и обеспечения полноты поступлений налога на доходы физических лиц и страховые взносов в государственные внебюджетные фонды (далее Комиссия).
Основной целью Комиссии является реализация Трудового кодекса РФ, проведения на территории Брянского муниципального района единой государственной политики по обеспечению защиты трудовых прав граждан.
Одной из основных задач Комиссии в настоящее время остаётся повышение уровня заработной платы, создание условий для своевременной её выплаты, легализация занятости и скрытых форм оплаты труда.
На заседание Комиссии приглашаются руководители хозяйствующих объектов, индивидуальные предприниматели, несвоевременно и не в полном объёме выплачивающие заработную плату и имеющие задолженность по налогам. Неявка на Комиссию может повлечь за собой такие неблагоприятные для налогоплательщика последствия, как включение организации в план выездных проверок или к административной ответственности (копии протоколов заседания Комиссии направляются в прокуратуру Брянского района).
Проблема заключается в том, что значительное число организаций малого и среднего бизнеса не желая уплачивать налоги с фонда оплаты труда в полном объёме, часть зарплаты выплачивают официально, а другую, как правило, большую её часть выплачивают, не отражая в бухгалтерских документах. Результат известен - недополучение внебюджетными фондами части налогов и сборов.
Однако следует понимать, что неучтённые доходы - это причина массовых нарушений как пенсионных, так и трудовых прав работников. Фактически руководители организаций лишают сотрудников права на получение заслуженного пенсионного обеспечения в старости, утяжеляя и так непростую ситуацию с крохотными пенсиями. Но это ещё не всё. Если работник сам соглашается с такими махинациями, то своими руками он лишает себя возможности для оплаты:
- пособий по безработице;
- больничных листов;
- отпусков по уходу за детьми до достижения ими возраста 3 лет;
- получения выходного пособия при увольнении по причине сокращения штата. Именно при их начислении и учитывается размер заработной платы сотрудника.
Таким образом, месячная заработная плата работника, отработавшего за месяц норму рабочего времени (то есть, сорок часов в неделю или соответствующее количество часов при суммированном учёте рабочего времени) и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, который в свою очередь, не может быть ниже установленного прожиточного минимума (ст. 133 Трудового кодекса РФ).
В соответствии с региональным соглашением о минимальной заработной плате на территории Брянской области заключённым на 2023 год установлена минимальная заработная плата в размере 16 500 рублей.
Постановлением Правительства Брянской области от 19 12. 2023 года № 601-п «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально - демографическим группам населения в Брянской области на 2023 год» установлена величина прожиточного минимума в расчёте на душу населения 13560 рублей, для трудоспособного населения – 14 780 рублей, пенсионеров – 11 854 рубля, детей – 13 472 рубля.
Отдел труда, предпринимательства и инвестиций